shaltay_boltay (shaltay_boltay) wrote,
shaltay_boltay
shaltay_boltay

Красота армянских храмов в Москве в деталях


Сегодня покажу армянские храмы, построенные в Москве, вблизи. Великолепные барельефы и фрески с изображениями исторических персонажей, необыкновенные хачкары, внешнее и внутреннее убранство кафедрального собора Преображения Господня и церкви-часовни Сурб-Хач (Святого Креста).

Из пояснений к снимкам можно будет узнать некоторые факты из истории Армении. А на заглавной фотографии - центральный вход в кафедральный собор (с западной части), ставший главным объектом армянского храмового комплекса в Москве на Олимпийском проспекте. Как я уже писал, это - самый высокий армянский храм в мире. С крестом его высота составляет 58 метров...


1.

диаметр купола собора равен 21 метру. В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста - по числу младших учеников Христа. А главный крест, весящий более 2 тонн и высотой 7 метров, изготовили в Туле. Колокола для колокольни, венчающей главный портал, отлили в Воронеже.

2.

центральный вход в храмовый комплекс с улицы Трифоновской. Длина кафедрального собора - 40 м, а ширина — 35 м. Как отмечал архитектор Артак Гулян, несмотря на то что в Армении на протяжении столетий строят одноглавые церкви, собор в Москве — пятиглавый. Таким образом он органично вписывается в облик Москвы и ее храмов...

3.

архитектор Артак, который известен своими замечательными соборами и библиотеками, построенными в Армении, на фото со своим сыном...

4.

а это - автор барельефов Ашот Адамян, работавший над многочисленными образами из истории Армении, даже в сильные морозы...

5.

Посмотрим на северную часть храма, зайдя с Трифоновской улицы. Вот сидит с раскрытой книгой зачинатель армянской историографии св. МовсЕс ХоренацИ (5 век).

Далее - со своими учениками св. МесрОп МаштОц, родившийся еще в 4 веке и давший Армении ее 36-буквенный алфавит в 406 году. Создавая алфавит, Маштоц использовал греческую, среднеперсидскую, эфиопскую и некоторые другие системы письма. В ученом мире считается, что он создал также грузинский и албанский алфавиты...

И наконец стоит с раскрытой книгой католикос всех армян св. Саак ПартЕв (4-5 века) - 10-й армянский католикос, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Он - автор многих молитвенных проповедей-песнопений и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. По некоторым данным, его род восходит к св. Григорию Просветителю - первому армянскому католикосу, при котором Армения в 301 году приняла Христианство...

6.

Обратите внимание на многочисленные хачкары (крест-камни) на стенах храма. Они не встроены, как это обычно делается, в стены церкви, а высечены прямо на ее фасаде. Прежде на стенах, по традиции, высекали лишь другие, более мелкие, узоры, которые мы видим и здесь: лозы с виноградом, гранаты, листья и цветущие жизнетворящие кресты...

7.

следующие барельефы на той же, северной части, храма. Слева-направо: св. Григор НарекацИ (951 — 1003гг.) - армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Его лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки, впервые напечатана в 1673 году в Марселе, распространяясь прежде в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 веком.

В 1985 году на стихи Нарекаци в переводе Наума Гребнева композитор Альфред Шнитке написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях» . В 1988 году вышел первый полный перевод на русский «Книги скорбных песнопений» в издательстве «Наука».

Далее на барельефах - св.НерсЕс ШноралИ (Благодатный), изображен стоя с крестом и сидя. Армянский католикос (1098—1173 - годы жизни), поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец.

правее - св. Григор ТатевацИ (1346-1409) — армянский философ, один из самых просвещенных людей средневековья, виднейший ученый, богослов и педагог, ректор Татевского университета в одноименном монастыре...

8.

Благовещение... Св.Богородица (барельеф на левой части главного портала храма)

9.

вход в церковь слева от главного портала с изображением над дверями св. Григория Победоносца.

10.

А над входом справа от главных дверей также высечен в камне всадник - св. Саркис- полководец, который вместе со своим сыном МартирОсом и четырнадцатью воинами погиб во имя христианской веры. По распоряжению нынешнего католикоса всех армян Гарегина II, праздник cв. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых или армянским Днем влюбленных. Он отмечается в одно из воскресений в конце января или начале февраля.

11.

и просто взгляд вверх...

12.

общий вид храмового комплекса от ворот на Трифоновской улице. Подчеркну, что все здания облицованы туфом разных оттенков, под ногами - гранит и мрамор

13.

справа от главного входа - резиденция католикоса всех армян и главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви. К резиденции примыкает административное здание епархии:
14.


15.

гимназия имени Саргиса и Амалии Карапетян. Слева - малая церковь Сурб-Хач (Святого Креста). В нее мы и отправимся:
16.


17.

дверь в церковь сама по себе является произведением искусства...

18.

алтарь с Богородицей и младенцем и фреской "Тайная вечеря" над ним...
19.


20.

слева на стене - фреска, изображающая крещение Христа... Под ней купель...

21.

справа у стены металлические емкости с песком, в который ставят свечи...

22.

и вот такая люстра с необычным куполом, часть которого из стекла...

23.

Сурб-Хач и кафедральный собор Преображения Господня

24.

а так выглядит центральная часть главного портала кафедрального собора. Прямо над входом в храм лик Христа с надписью: "Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется...". Слева - наконечник копья Лонгина, которое хранится в Святом Эчмиадзине. Справа - длань св. Григория Просветителя.

25.

на правой части главного портала - Богородица с младенцем

26.

далее на южном (правом) приделе храма - лики святой РипсимЭ и дев-рипсимианок, возносящих молитвы Христу. 40 дев-христианок, пришедших в языческую Армению проповедовать, после отказа РипсимЭ стать женой царя Трдата III были побиты камнями. Спаслась только св. Нина (Нино), будущая крестительница Грузии. А сам царь впал в безумство. Его исцелил проповедник Григорий Просветитель, крестивший затем царя. Уверовав в силу христианства, Трдат провозгласил его 301 году государственной религией Армении...

27.

Чуть правее на фасаде собора можно видеть и изображение св. ЕгишЕ, историка и очевидца героического сражения 451 года при селе АварАйр. 26 мая против регулярной 230-тысячной персидской армии, включавшей элитный полк «Бессмертных» и боевых слонов, выступило армянское войско численностью в 66 тысяч. Большую часть войска составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики. Они нанесли такой урон персам, что те вынуждены были уйти в свои пределы, отказавшись от требования к Армении перейти в зороастризм...

28.

композицию продолжают орлы с нимбами, символизирующие армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру. Над ними лик Христа, и слева высечены слова: "За веру", "За Родину"...

29.

завершает композицию лик армянского полководца с щитом и мечом св. Вардана Мамиконяна, павшего смертью храбрых в битве с персами. Религиозно-национальная борьба армян за веру в 5 веке и освобождение от владычества Персии названа его именем - Вардананк. И Аварайрскую битву часто называют Вардананц.

30.

а это - святые Иоанн и Марк. На фасадах собора есть и другие общеизвестные лики святых. Например, еще Матфея и Луки, как и апостолов Фаддея и Варфоломея, проповедовавших и распространявших христианство в Армении...

31.

На стенах храма 16 композиций из хачкаров - по имени святых, которыми названы краеугольные камни церкви. Такие хачкары, высеченные прямо в стенах, применены в армянской архитектуре впервые...
32.


33.

давайте заглянем в сам собор, в котором могут поместиться единовременно 1000-1200 человек.

34.

с высоты 50-метрового центрального купола на нас взирает и благословляет Христос...

35.

обретение письмен - святые Месроп Маштоц и Саак Партев

36.

прародитель человечества Ной спускается с горы Арарат...

37.

на втором этаже главного портала размещаются певчие. Напротив, на возвышении - алтарь:
38.

39.


40.

в левой части алтаря хачкар из белого мрамора на фоне облицованных красным мрамором стен выделяется особо... Далее покажу фрески (по мотивам известных библейских сюжетов), украшающие изнутри ниши и стены храма:

41.


42.


43.


44.


45.

выходим из храма. Со стороны Олимпийского проспекта рядом с ним установлен такой вот редкий хачкар из красного и черного туфа...

46.

с тыльной, восточной стороны храма, как и с главной, ко всем нам с любовью обращается Христос... Скульптура такой величины создана в истории Армянской церкви впервые.

А репортаж об историческом событии - открытии храмового комплекса можно прочитать и посмотреть здесь: В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире...


Subscribe
promo shaltay_boltay january 1, 2020 00:00 6
Buy for 30 tokens
Здесь всегда продаются жетоны за Яндекс деньги или WMR 410013291187375 R677643745760 так же делаю репосты за 50 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments